Работа с семьями, которые обращаются за помощью к специалисту по поводу проблем с ребенком, – один из самых распространенных видов консультирования. Для эффективного решения комплекса диагностических, коррекционных и терапевтических задач, специалист должен обладать прочным теоретическим фундаментом, а также владеть широким арсеналом методов и техник для индивидуального подбора алгоритма помощи каждой семье и ребенку.
Данная программа рассчитана на людей с высшим психологическим, медицинским, педагогическим образованием, а также студентов старших курсов соответствующих ВУЗов. Методологической основой программы являются принципы системного подхода.
Цель данной программы – расширение теоретических знаний и практического опыта специалистов для помощи семьям в вопросах детско-родительских отношений, в том числе, семьям, воспитывающим детей с психическими расстройствами и нарушениями развития.
Особенностью программы «Детско-родительское системное консультирование и консультирование детей с основами детской психиатрии» является ориентация на практическую составляющую. Программа предполагает демонстрационные сессии, клинические разборы, активное участие слушателей в упражнениях, разбор трудных случаев консультирования, расширение технического инструментария консультанта. На семинарах представлено более 30 различных техник и упражнений, которые могут быть использованы специалистами для:
- диагностики особенностей детско-родительских отношений;
- дифференциальной диагностики нарушений и отклонений в развитии и психическом здоровье детей;
- консультирования семей, воспитывающих детей с психическими и соматическими заболеваниями
- проведения индивидуальной, семейной и групповой коррекционной и развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения в развитии или заболевания
- решения задач социальной адаптации детей с ограниченными возможностями;
- преодоления сложностей в коммуникациях между детьми и родителями или сиблингами;
- работы с темами ролей, границ и правил в семейной системе;
- работы с сопротивлением в семейной системе;
- расширения и обогащения опыта функционального взаимодействия детей и родителей;
- развития навыка рефлексии и формировании осознанной родительской позиции;
- установления контакта и формирования доверия к специалисту.
Программа состоит из 7 семинаров по три учебных дня, в рамках которых слушатели знакомятся с особенностями консультирования семей с детьми в медицинской, психоаналитической и системной моделях. В рамках программы будет детально рассмотрены особенности консультирования, психотерапии и коррекции детей с РДА, ЗПР и другими отклонениями в психическом здоровье и развитии. Один из семинаров представляет из себя практикум по техникам, играм и упражнениям для индивидуальной, семейной и групповой коррекционно-развивающей и терапевтической работе с семьями и детьми.
Основные методы, используемые при проведении программы:
1. Лекции.
2. Теоретические дискуссии.
3. Отработка упражнений в парах и малых группах.
4. Демонстрация терапевтических сессий с последующим анализом.
5. Супервизия сложных случаев по запросу участников образовательной программы.
Основные блоки программы:
Теоретические основы детской психологии и психиатрии:
- Особенности, факторы и закономерности детского развития.
- Развитие эмоционально-личностной и когнитивной сфер ребенка. Общее понятие о дизонтогенезе, сензитивных периодах развития, зонах ближайшего и актуального развития, возрастных кризисах и нормативах развития.
- Патологическое (отклоняющееся) развитие и состояние детей (задержка психического развития, умственная отсталость, ранний детский аутизм, шизофрения, СДВГ, эпилепсия).
- Особенности течения психических заболеваний в детском возрасте.
- Методы и методики психологической диагностики в детском возрасте.
- Сотрудничество команды специалистов: психолог, психиатр, дефектолог, нейропсихолог, системный терапевт.
Теоретические основы системного подхода:
- Ребенок, как часть семейной системы. Триангуляция, симбиотическая связь, эмоциональное отвержение ребенка.
- Формирование первичной и вторичной симптоматики в семейной системе.
- Структурные и коммуникативные особенности семей, воспитывающих детей с различными вариантами соматической и психической патологии.
- Восприятие семьей и специалистом болезни (симптомов) ребенка. Внутренняя картина болезни. Влияние внутренней картины болезни на эффективность психотерапии. Влияние внутренней картины болезни на формирование вторичной симптоматики в семейной системе. Социальные мифы о болезнях, психофобия.
- Цели и задачи консультирования семей с детьми.
Различные техники и приемы работы психолога с детьми:
- Первая встреча с ребенком и первичный осмотр.
- Основные приемы и формы работы с детьми разного возраста.
- Упражнения и техники в работе с детьми: арт-терапия, игровая терапия, сказкотерапия, песочная терапия.
- Особенности индивидуальной, семейной и групповой работы с детьми.
- Проведение детских и детско-родительских групповых занятий – тактика и стратегия.
Психологическая диагностика и коррекция детско-родительских отношений:
- Основные принципы диагностики и коррекции детско-родительских отношений.
- Методики диагностики детско-родительских отношений.
- Индивидуальное консультирование родителей по проблемам детей. Наиболее частые причины обращения за консультацией по поводу ребенка.
- Консультирование семей с детьми: возрастные особенности коммуникаций.
- Особенности консультирования и психотерапии семей, воспитывающих детей с особыми потребностями. Усиление родительской позиции. Ресурсы в семейной системе. Социализация и адаптация ребенка с особыми потребностями. Сквозные темы в работе с семьями «особых» детей – роли, границы, иерархия, правила, коммуникация со здоровыми сиблингами.
- Установление контакта с детьми. Стратегии эффективного взаимодействия на вербальном и невербальном уровне. Знание детской субкультуры как ресурс терапевта.
- Использование игр, упражнений, проективных методик в консультировании: назначение, процедурные аспекты. Классификация техник, используемых специалистом на сессии и для домашних заданий.
- Игры и техники для диагностики, коррекции и развития. Психотерапевтические возможности игры. Варианты домашних заданий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений.
- Сопротивление в семейной системе. Сложные ситуации во время сессии. Стратегии преодоления. Разбор случаев из практики.
- Нейтральная позиция специалиста и темы для конфронтации с родителями.
- Интервенции. Многообразие вариантов обратной связи.
Организационные вопросы детско-родительского консультирования:
- Кабинет для психотерапии: организация пространства. Материалы. Инвентарь.
- Организация и условия проведения детско-родительского консультирования. Особенности и методы фиксации результатов терапевтической работы. Роль терапевта в процессе психотерапии.
- Мотивация членов семьи. Расширение области применения нового опыта.
Ведущие программы:
Бебчук Марина Александровна – врач-психиатр, системный семейный психотерапевт, директор АНО «ИИСТ».
Баширова Виктория - психолог, семейный психолог
Жуйкова Екатерина - клинический психолог, семейный психолог
Маричева Анна - клинический психолог, семейный психолог.
Марченко Анна - врач психиатр, системный семейный психотерапевт
Косолапова Дарья – клинический психолог.
Щедринская Ольга – психолог, семейный психолог.
Ведущая 1-го семинара - Щедринская Ольга
Психолог. Системный семейный терапевт. Преподаватель, ведущая учебных групп. Ведущая детских, детско-родительских и родительских программ. Супервизор.
Стоимость участия в 1-ом семинаре:
при оплате до 5 ноября 2015 - 8500 руб.,
при оплате до 25 ноября 2015 - 9000 руб.,
при оплате после 25 ноября 2015 - 9500 руб.
Для фиксации стоимости достаточно внести регистрационный взнос - 4000 руб. (входит в стоимость, в случае отказа от участия возврату не подлежит).
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Официальный представитель ИИСТ в Екатеринбурге
Антипина Екатерина Анатольевна 8-922-209-27-24
e-mail: vostok-zapadfest@mail.ru
|